Путешествие на край света

дневник паломника.

Для меня это путешествие началось год назад вместе с традиционной группой православных паломников из Португалии,

 возглавляли которую «вождь» Юрий Геникович Погорелов и о. Арсений (Соколов), настоятель Лиссабонского прихода. Тогда в 2013 году мне пришлось вернуться в самом начале пути по семейным обстоятельствам, но начать свои воспоминания хочется оттуда. Помню, как мы встретились тогда с Юрием Гениковичем на железнодорожном вокзале «Кампаня». Он был отлично экипирован: в красивых кроссовках, белых гольфах, с рюкзаком и панамой. Очень вдохновленный, бодрый, устремленный вперед, готовый к пути. Мне тогда представилось, что все, чем он занимается в течение года, вся его обширная, многогранная деятельность: преподавание физики в Университете Порту, исследовательская работа, научные командировки, участие работе экуменической комиссии, преподавательского экуменического кружка, обязанности старосты прихода, статус известного художника-карикатуриста, — для него лишь занятия между летними паломничествами в Сантьяго. Здесь же, в Пути,     он раскрывается с удивительной стороны  — это вдохновленный пилигрим, знающий все тайные тропы, ведущие к апостолу Иакову…    10444677_689883494420974_407740854060997841_n

День первый

В этом году нас было четверо: Юрий Геникович, я, Сергей из Лиссабона и Наталья из Красноярска. Путешествие началось в Порту. На железнодорожном вокзале мы сели на электричку до Валенсы, узловой станции на границе Португалии и Испании. Железнодорожная станция в Валенсе небольшая, но прославленная. Как сообщают  мемориальные таблички, этот вокзал дважды добивался выдающихся успехов. В 1961 году он занял первое место по озеленению территории среди национальных вокзалов, а в 1971 году стал лучшим по  комфортабельности и благоустройству.

Мощи апостола Иакова Зеведеева были обнаружены в Галисии в девятом веке. Через некоторое время их перенесли в город, названный в честь апостола «Звездное поле Святого Иакова». В средние века город стал центром христианского паломничества, третьим после Иерусалима и Рима.

10485404_689884727754184_713057871078426449_n

В XIX веке произошло «открытие» пути Святого Иакова учеными и искусствоведами, которые с изумлением обнаружили вдали от основных культурных центров и столиц, в небольших городках, выдающиеся памятники средневекового искусства, выпавшие из внимания публики в предшествующие несколько веков. В 1980-е годы количество паломников можно было пересчитать по пальцам, но с той поры отмечают возрастающий интерес, и количество путешественников со всех континентов растёт.

История организованных православных паломничеств в Сантьяго составляет около десяти лет. Существует несколько традиционных путей. Они  с разных сторон устремляются в город Святого Иакова. Наши португальские православные за эти 10 лет исходили уже все эти тропы. В этом году план следующий: пройти последний участок в 25 км до Сантьяго и затем отправиться в Фистерру, городок на берегу Атлантического океана, который имеет отношение к истории обретения мощей святого.10524350_681488348593822_2347124045680111004_n

 Переезжаем испанскую границу. В поезде  с нами веселая молодежь с рюкзаками и палатками. Прибываем в город Виго поздно вечером. До Сантьяго нам сегодня ничем не добраться. Придется здесь заночевать. Решили, что на рассвете сядем на первый автобус до Сантьяго. И вот, первая разминка для наших ног. От железнодорожной станции до автовокзала идем через весь центр. Город чистый, уютный с широкими улицами. В каждом квартале – спортивные бары с телетрансляциями финала чемпионата мира по футболу. Поздний теплый вечер. На улицу выливается празднично-напряженная атмосфера из открытых дверей спортивных кафе. Нам тоже немного перепадает, становимся соучастниками спортивного действа.  Недалеко от автовокзала ищем полянку для ночлега. Ужинаем прекрасным рагу из мяса и овощей. Готовил и тащил Юрий Геникович. Кулинария — это еще одно его хобби, о котором мало кто знает.

              Ночевать собирались в  сквере, уже знакомом по предыдущим путешествиям, но его ворота оказались закрыты, а лезть через забор мы не решились. Расположились на лужайке в жилом массиве, убедившись, что поблизости нет поливальных устройств. Утром в 6.15 автобус до Сантьяго, там нам нужно пересесть на другой, идущий до Педрозо. Оттуда в этом году начинается наш путь.

День второй

Завтракаем в кафе. Это первая испанская харчевня на нашем пути. По телевизору показывают кровавую корриду, точнее ту её часть, когда добровольцы дразнят быков, шествующих на бой. Бросаются на них, задирают и, довольные, все в крови, уезжают в карете скорой помощи. На завтрак, по примеру вождя заказываем «Тостаду», тосты со сливочным маслом и джемом, и кофе с молоком. За завтраком Юрий Геникович, который знает все, подробно рассказывает о правилах корриды. Экологические организации тщетно требуют запрета корриды. Оказывается, быка не всегда убивают, у него есть право на победу. В этом случае ему гарантирована спокойная сытая старость. Убитых быков испанцы съедают, парируя обвинения в жестокости тем, что вряд ли гуманнее убивать животных на мясокомбинате.

  В Педрозо начинается наш Путь. Ставим первые печати в наши паспорта паломников. Первые шаги по Галисии. Очень красиво. Пахнет полевыми цветами. В начале пути останавливаемся, сбрасываем рюкзаки, по очереди читаем псалмы Давида. Так начинается каждый день пути. По преданию, установление этого замечательного обычая относят к игумену Арсению (Соколову). О. Арсений – доктор богословия, апостол Португалии и ангел хранитель паломничеств в течение десяти лет. Недавно его назначили предствителем патриарха Московского и всея Руси при Антиохийском патриархате. Он больше не служит в Лиссабоне, поэтому в этом году не принимает участие в паломничестве. Но мысленно он с нами. Регулярно выкладывает наши фото  во время пути в Фейсбуке. И мы чувствуем его незримое присутствие. Привал возле закусочной. Знакомимся с японцами. Женщина лет пятидесяти говорит по-русски. Оказывается, училась в Киеве в институте культуры на улице Патриса Лумумбы. Напевает «А на последок я скажу…». Разумеется, вместе с киевлянином Юрием Гениковичем. им есть о чем поговорить. Это удивительный человек. У него есть знакомые почти в каждой точке мира. Чем является путь для этих японцев? Они признаются, что далеки от христианства. Действительно, Путь Иакова в последние годы стал чрезвычайно популярен среди нехристиан, после выхода книги Пауло Коэльо « Дневник мага», а затем фильма «Путь». Многие люди приезжают сюда, чтобы приобщиться удивительной атмосфере, которая за тысячу лет сформировалась на этом месте, полюбоваться галисийской природой, архитектурой. Не для всех это Путь к святому Иакову, но многих тянет сюда, на эту древнюю Дорогу.

10559764_689896757752981_9060536901507643595_n

Перелесок сменяется деревенскими пейзажами. Галисийцы украшают свои дома, ворота, заборы орнаментами из ракушек, которые являются символом Пути Иакова. Следующая остановка возле часовни святого апостола Марка.  Обедаем в кафе. Официант: « Откуда паломничаете?»

— Из России, Украины, Португалии.

-Да, тут был один русский, шел 4 месяца из Москвы. Похудел на 12 килограмм.

Гора радости

Скоро добираемся до местечка, называемого «Monte de Gozo» (Гора радости). Название связано с тем, что паломники идут долго и, в конце концов, забираются на эту гору, с которой открывается   потрясающий вид на Сантьяго. Цель близка. Это-то и становится для пилигрима источником радости. На горе Радости находится муниципальный паломнический приют. Уютный лагерь с маленькими корпусами, постелями, душами, последний приют перед Сантьяго. Расслабленные прогуливаются вымытые юноши и девушки. Но нам рано расслабляться. Входим в город. Идем узкими старыми улочками. Стрелки приводят нас к кафедральному собору, где покоятся мощи святого. Покланяемся мощам. На площади поем величание апостолу Иакову. Однако для нас это не конец пути, а первая остановка. Идем устраиваться на ночлег. Нас любезно приютили сестры из францисканского монастыря. Несколько сот лет они принимают здесь паломников. Большая комната, двухъярусные кровати. Слышна испанская, французская, итальянская, английская речь, есть паломники из Эквадора.

Словом «паломник» вначале называли путешественников в Иерусалим. Там они несли в руках пальмовые ветви. В Европе паломников называют пилигримами  (от лат. peregrinus «чужеземециностранец») .  Паломники отправляются в святые места. И, хотя весь тварный мир освящен Божественным присутствием, для христианина есть места особенно важные. Святые люди приносят туда своё благословение. В пустынях появляются источники, дикие звери становятся кроткими и послушными. Земная жизнь человека это путь, путь к Богу. И дорога паломника может являться образом этого главного Пути, пути в вечность.

путь

путь

День третий

Из Сантьяго выходим затемно в 6.00. Нам предстоит пройти около 100 километров до Края земли. Из францисканского приюта вместе с нами выдвигаеся высокий испанец с черной бородой. Оказывается, что нам по пути. Он тоже идет до Фистерры и решил присоединиться к нам. Или мы к нему. Темно. Дорогу подсвечиваем фонариками, нужно не пропустить Знаки. Пытаюсь пообщаться со спутником.

-Вы испанец?

— Вообще-то каталонец, но можно и так сказать.

— Как вас зовут?

— Хосе Мария

— Меня Александр, по-вашему, Алехандро.

Потом Хосе поравнялся с Юрием Гениковичем. Это было величественное, захватывающее зрелище. Оба высокие, одного роста, шагают впереди. Различаю некоторые слова из их разговора на испанском. (Геникович им владеет в совершенстве). «Свободная Каталония, Россия, Украина, христианская демократия, коммунизм, монархия.» Полумрак. Светает. Идем лесом. Просыпаются травы, начинают пахнуть. Через полтора часа останавливаемся на привал. Мы нашли подходящее место, чтобы прочитать положенные псалмы. Авторы псалтири, пророки часто рассуждают о Боге, который покровительствует нам в нашем жизненном пути.

«Что есть человек, что Ты помнишь его

И сын человеческий, что ты посещаешь его

Умалил его малым чем от ангелов», читает Юрий Геникович ,убеленный сединами, но очень бодрый старец. В этом паломничестве он встретил свое семидесятилетие. Но догнать его в дороге почти невозможно.

Бог носится с нами, как нянька, как квочка. А мы отворачиваемся, строим безбожную цивилизацию. И чтобы почувствовать, как с Ним хорошо, иногда нужно пройти путем святого апостола.

Прощаемся с Хосе. Он идет дальше, но мы встретимся с ним в следующем паломническом приюте  в Негрейро через 33 км. Прочитав псалмы, продолжаем путь. Лес и деревня. Хорошие добротнее дома, ухоженные огороды и виноградники.

Из своего дома к нам наперерез устремляется испанец в черных брюках, белой рубашке, с соломенной шляпой в руке.

— Bueno camino! Вы откуда?

— Из Португалии, русские и украинцы.

Сочувствует нам по поводу войны в Украине, ругает США.

По дороге попадается часовня, в которую собираются нарядные люди с младенцем, чтобы его окрестить.

Приближается приют. Охота искупаться и покушать. Вспоминаю эпизод из отечественного фильма о войне. Наши разведчики после долгого пути по болотам попадают в окружение. Немцы многократно обращаются к ним через громкоговоритель: «Господа диверсанты, вы окружены. Предлагаем вам сдаться. В этом случае вас ожидает горячая баня, сухая одежда, вкусная еда». Но разведчики не сдались, молодцы.

Приют чистый и опрятный, недорогой. Здесь все свои, пилигримы. Разговоры дорожные:

-Вы каким путем идете? Откуда?

— О! Да Вы – спринтер, нас обогнали.

пилигрим

пилигрим

В комнате жарко. Располагаюсь на  траве в тенечке. Паломники в большинстве своем мужчины в возрасте около пятидесяти лет. Атмосфера похожа чем-то на афонскую. В воздухе разлито спокойствие. На Афоне много монастырей. В основном они расположены по берегу полуострова. Паломники — немолодые мужчины, утром после литургии и обедни покидают один монастырь и отправляются в соседний пешком либо на катере. Там тебя встречают монахи, угощают кофе и узо (анисовой водкой) с рахат-лукумом. Затем отдых, вечерняя служба и ужин. Помню после ужина, перед сном паломники беседуют у открытых монастырских ворот на берегу моря:

— Почему же здесь так хорошо?!

— Божья благодать… Да и женщин нет, — отвечает кто-то с улыбкой.

День четвертый

Трудный день. Вышли, как обычно, в 6 утра. И сразу заблудились, долго плутали, но наконец, вышли на тропу. Дорога вела в горы через перевал. Шли долго. Много солнца, много кукурузных полей. Купались в речках, которые встречались по дороге. Идем по горному хребту. На спуске открывается восхитительный вид на горные озера.

День пятый

Решили сегодня добраться до Сее и, возможно, там заночевать. Выходим рано. Из темноты возникают пилигримы, обгоняя нас. Мы сегодня не торопимся: стараемся не пропустить Знаки. Завтрак в кафе в горах на восходе солнца. Установили график: стараемся делать привалы через каждый час пути. В связи с этим идти стало гораздо легче. До Сее 17 км. Утро туманное, горные вершины окутаны дымкой. Сквозь туман робко пробиваются солнечные лучи, освещая водопад в лощине. Останавливаемся читать псалмы. Их тексты здорово гармонируют с пейзажем, прославляя величие Творца. Прохладно. Туман превращается в изморось. Очень красиво. За перевалом приморская часть Галисии – страна туманов. Приходим в Сее к полудню. Красивый приморский городок. Решаем здесь остановиться на ночлег. Появляются объявления о приютах для паломников. Выбираем из названий «Лари» или « Дом у фонтана». Разумеется —  «Дом у фонтана», звучит уютнее. Внутри, действительно, оказывается довольно мило. Нас встречают две собаки и хозяева: высокий бородатый испанец и симпатичная женщина с белым лицом. Хозяйка здоровается и спешит по делам. Хозяин:

— Вы откуда?

— Русские из Португалии.

— Русские???!!!???  Машка!

Немая сцена. Хозяйка возвращается. Маша оказалась заядлой путешественницей из Санкт- Петербурга.

— Вот шла на край света, остановилась здесь переночевать, да и осталась пока. Уже больше года. Дожди здесь часто идут, как в Питере. Вечером пьем с Марией чай, говорим о России, Петербурге, смысле жизни. Так вот встретили в Сее кусочек Петербурга — добрую, солнечную Марию. Приютская книга отзывов на разных языках переполнена похвалами расторопной, уютной хозяйке.10557299_520434008084777_6257334828521902069_n

Завтра, даст Бог, увидим край света.

День шестой

Утром вышли из Сее. До Фистерры – 13 км. Это место долгое время считалось крайней западной точкой Европы. Очень почиталось в языческие времена. Через Фистерру (от лат. «finisterrae» — край земли) проходит Млечный путь. После открытия мощей апостола Иакова в средние века паломники, поклонившись святому, обычно заканчивали путешествие на краю света, там, где видно, как солнце садится в океан.10561735_520434291418082_4361177732881522451_n10559764_689896757752981_9060536901507643595_n

Дорога нетрудная по холмам вдоль залива. Привал на берегу океана. Завтрак. В Фистерре встречаем тех, с кем подружились в Пути: каталонца Хосе Марию, француженку Мари Жур, вместе с которой заблудились среди кукурузных полей. Много других знакомых. Всех радостно приветствуем «Bueno camino» («Доброго пути»). Бросаем вещи в приюте и налегке двигаем на самый край земли – на маяк Финистерры. Там у креста служим молебен апостолу Иакову.

Слава Богу за Путь, за красивую землю, которую Он придумал, за добрых людей – братство пилигримов. Завтра домой.

иерей Александр Пискунов,

настоятель прихода Святых новомучеников и исповедников Церкви Русской в Порту

(340)

Путешествие на край света: Один комментарий

  1. Никита

    Замечательные записки. Прочитал с большим удовольствием.
    Именно так и представляю этот Путь.
    Спасибо

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *