Путем апостола Иакова — старт 14 июля

Santiago-300x220

Целью этих заметок является краткое изложение некоторых основных сведений о паломничестве в Сантъяго де Компостелла, которые могут быть полезны для всех желающих совершить его в составе объединённой группы паломников Русской Православной Церкви. С этой целью я постараюсь рассказать немного об истории этого паломничества, начиная с апостольских времён и до наших дней, о его традициях и маршрутах, наконец о небольшой истории наших паломничеств за последнее десятилетие, ну и самое главное – практические соображения для подготовки к этому пути нынешним летом.

Итак, начнём с истории. Как можно понять из самого названия упомянутого испанского города, он связан с именем святого апостола Иакова, а именно Иакова Зеведеева, одного из ближайших учеников Христа. Но как же оно оказалось связано с землёй древних кельтов, или галлов, ныне именуемой Галисия? Давайте вспомним деяния святых апостолов. О судьбе Иакова сообщается только то, что он был обезглавлен острием меча по приказу иудейского царя Ирода Агриппы, считается, что это произошло в 44 г. Р.Х. в Иерусалиме. Источники сообщают, что жестокий тиран даже не позволял погребения тела святого и намеревался отдать его на растерзание псам, но двое верных учеников апостола, Теодор и Атанасий, сумели похитить его и тем спасти от поругания.

О том, как происходило апостольское служение Иакова в предшествующие 11 лет, начиная от святой Пятидесятницы, мы узнаём лишь из неканонических источников. Они сходятся в том, что путь апостола направлялся как раз в римские провинции на Иберийском полуострове – Испанию и Лузитанию, он прибыл туда по Средиземному морю через Геркулесовы столбы и прошёл от Галисии до Валенсии. Но особенно его благовествование связывается с городом Сезараугуста (ныне Сарагоса), где вместе с 7 своими учениками он воздвиг часовню во славу Божьей Матери, явившейся им во плоти над яшмовой колонной и призвавшей вернуться в Иерусалим ко дню Её успения. Колонна эта (по-испански Pilar) сегодня является главной святыней кафедрального собора Сарагосы, ей поклоняется вся Испания.

Далее легенда говорит, что Теодор и Атанасий, следуя наставлениям самого апостола, знавшего о предназначенной ему мученической кончине, доставили его тело в мраморном ковчеге по тому же морскому пути через устье реки Улья до города Ирия Флавия и далее посуху по земле Галисии. Наконец упряжка быков сама остановилась у лесистого холма в местности с кельтским названием Либредон. Это было знамением для апостольских учеников, там они и выполнили завет погребения своего учителя.

Почти восемь веков спустя в тех же местах жил монах-отшельник Пелайо, который увидел в ночи необычайный свет звёзд и ангельский голос велел ему следовать за светом и открыть там святое погребение. Взволнованный монах рассказал о своём видении епископу Ириефлавианскому Теодомиру, и на указанном месте они действительно раскопали ковчег с мощами, а по прочтении надписей Теодомир определил их принадлежность святому апостолу Иакову и его ученикам. Произошло это около 813 г., а вскоре король Астурии Альфонсо II совершил первое паломничество из своей столицы Овьедо к новой святыне и повелел построить над ней первую каменную базилику.
Позже это место стали называть Компостелла (по-латыни Поле звёзд), и туда переместилась епископская кафедра. Базилика была перестроена в конце IX в., а затем в течение более чем столетия с 1075 по 1211 г. возводился величественный кафедральный собор. Путь же первого паломничества теперь называется Примитивным (т.е. изначальным), среди многих других путей в Компостеллу св. Иакова с разных концов полуострова, а также с разных концов Европы да и всего мира.

В течение последующих столетий галисийский Сантъяго де Компостелла был признан одной из трёх главных христианских святынь, наряду с Иерусалимом и Римом. Легенда утверждала, что апостол Иаков являлся христианским воинам, вдохновляя на победу в их битвах с маврами в IX в., и с тех пор почитается в качестве святого покровителя всего Иберийского полуострова.

Можно ещё добавить, что отдельные предания говорили и о поклонении мощам апостола, бывшем задолго до Теодомира, в частности об их местоположении сообщал британский богослов VII века Бэда Достопочтенный. Возможно, память о них была временно утеряна вследствие нашествий гуннов, а затем арабов.

География паломнических путей формировалась в ходе их более чем тысячелетней истории. Вслед за Примитивным возник и более далёкий путь из франкского королевства, начало которому положил сам Карл Великий, сегодня он называется Французским путём.

Паломники, прибывавшие с Британских островов морем к северным берегам полуострова, проложили Английский путь в двух вариантах – из портов Эль Ферроль и Ля Корунья.

Через Страну басков пролёг по берегу Бискайского залива так называемый Северный путь, который затем следует через холмы и леса Кантабрии до соединения с Примитивным путём.

После открытия Колумбом Нового света, из южной столицы заокеанских плаваний Севильи протянулся в Сантъяго путь паломников, благодаривших апостола за своё успешное возвращение богатыми дарами, потому и названным Серебряным путём.

А португальские паломники проложили из Лиссабона через Порту и пограничную с Галисией реку Минью путь, названный Португальским.

Паломничество совершается и по упомянутому выше пути через устье реки Улья, следуя самому ковчегу апостола, он называется теперь Морским путём.

Наконец, есть и самый короткий путь, ведущий от Сантьяго к мысу Фистерре (Конец света), этим путём Фистерре паломники после посещения мощей выходили помолиться на краю света перед возвращением домой. И на всех этих путях мысленным взорам паломников всегда предстоит образ конечной их цели – величественный кафедральный собор с его знаменитым главным фасадом, называемым Обрадойро.

За долгие столетия сложились многочисленные традиции паломничества. Вот так выглядел согласно этим традициям сам паломник в средневековую эпоху. Главные его атрибуты – просторный плащ, широкополая шляпа с морской раковиной и крепкий посох с привязанной порожней тыквочкой – воспроизводят легендарный облик самого святого Апостола. Плащ защищает его от непогоды, шляпа от палящего солнца, посох служит опорой на горной тропе, раковиной можно зачерпнуть воды из родника и наполнить ею тыквочку. Кусок хлеба и головка сыра в походной сумке восстановят силы паломника, а святое писание укрепит его дух.

А вот так примерно он выглядит сегодня. Вместо плаща на нём штормовка или просто футболка, на голове панамка или бейсболка, за плечами рюкзак с притороченным туристским ковриком, вместо посоха иногда используются лыжные палки. Заметим, что никто не берёт с собой палаток – в Галисии они не нужны, даже для ночёвки под открытым небом достаточно спального мешка и коврика под ним. А более обычная форма ночлега – в специально оборудованных приютах для паломников по всем размеченным маршрутам. Правда, в разгар летнего сезона наплыв паломников нередко превосходит вместимость приютов, и тогда приходится искать запасные варианты – договариваться о ночёвках в деревенских школах, спортзалах, ну и не исключая лужаек под сенью деревьев.

Но самое конечно важное с технической стороны пути – это забота о ногах, которые должны донести нас до конечной цели. Если в старину носили сандалии и применялось истовое терпение как средство против мозолей, то сегодня носят хорошо растоптанные кроссовки и плотные носки. Пригодится и флакончик с тальком, чтобы предупредить потёртости, и запас пластырей, если потёртости всё же появились. Наконец, роль раковин и тыквочек теперь выполняет заурядная пластиковая бутылочка. А всё же святое писание ничем не заменяется.

Каждый регулярный маршрут размечен традиционными указателями – столбиками со звёздочкой Сантъяго (символом той самой легендарной путеводной звезды) и отметками расстояния до его собора, либо просто стрелками на любых поверхностях. Как они желанны бывают, когда в конце концов встречаются после блужданий и обмена догадками по лесным тропинкам или по заброшенным хуторам!

Вдоль маршрутов устроены приюты для паломников, где им предоставляются койко-места с постельными принадлежностями, можно помыться под душем, постирать и высушить свою одёжку, приготовить на кухне обед или ужин из своих припасов. Вот один из таких приютов в городе Бетансос на Английском пути. Когда-то они были полностью бесплатными, теперь плата за ночь приближается к 5 евро (по предъявлению паспорта паломника). А есть и множество платных и недешёвых приютов и гостиниц разной степени комфорта, вплоть до VIP-класса.

История православных паломничеств в Сантъяго под покровительством Корсунской епархии Русской Православной церкви начиналось в 2002 г., когда группа из 6-ти паломников, в составе о. Арсения (тогда – настоятеля мадридского прихода) и прихожан приходов Испании и Португалии (в том числе, супругов Борисовых), прошла Французским путём от г. Сарриа (провинция Луго) до Сантъяго.

В 2003 году паломничество (Португальским путём) совершили только секретарь мадридского прихода Владимир Потоцкий и друг прихода Игнасио О’Дохерти.

В следующем 2004 г. отправилась уже группа из 13 человек Португальским путём от пограничного города Валенса (это был и мой первый поход, хотя пришлось его прервать из-за срочного вызова на работу).

Паломничество 2005 г. мы совершали вшестером по Серебряному пути от португальского г. Шавеш, знаменитого своим древнеримским мостом через реку Тамега, и оттуда прошли через испанскую границу до г. Верин. Далее через лесистую провинцию Оренсе достигли монастыря Осейра и потом уже через другую провинцию Понтеведра и через г. Лалин вышли в пределы апостольской столицы. Правда, случилась непредвиденная заминка – наш самый юный паломник Юра Кость в стремлении дойти поскорее перегрелся на солнцепёке и достиг конечной цели лишь после оказания помощи в госпитале Сантъяго.

Следующим в 2006 г. был выбран Английский путь, по его северному варианту из г. Ферроль (когда-то именовавшийся испанцами El Ferrol del Caudillo, как родина Франко). Вместе с португальскими участниками шла и группа из Испании во главе с настоятелем прихода в Мадриде о. Андреем Кордочкиным. Вдоль заливов и озёр северной Галисии и через холмы и долины провинции Ля Корунья мы достигли узлового пункта в г. Сигейро и далее конечной цели в Сантъяго.

В 2007 г. выбор был сделан в пользу Французского пути, начиная от деревушки Барбадело, а дальше следуя в основном по маршруту первого паломничества.

Новый вариант был пройден в 2008 г. вдоль Северного пути, начинаясь от городка Абадин, недалеко от границы Галисии и княжества Астурийского, спускаясь к югу через провинцию Луго до слияния с Примитивным путём в Арзуа и далее следуя по этому пути к преддверию апостольского города в огромном лагере паломников Монте-Госо.

Наконец, в следующем 2009 году наступил черёд и самого Примитивного пути. Мы начинали его от деревушки Карбальидо, следуя к древнему городу Луго с его величественными римскими стенами. Группа была немалой, составляя 12 паломников из Португалии, Испании и России, и достигла через 5 дней того же лагеря Монте-Госо.
Паломничество 2010 г. проходило так называемым Морским путем (Ruta Maritima), ведущим в город апостола Иакова вдоль впадающих в Атлантический океан рек Ароуза и Улья. В пути паломники молились, пели псалмы, поклонялись святыням неразделенной Церкви I тысячелетия, знакомились с древними христианскими памятниками Галисии, бытом и обычаями современных жителей крайнего северо-запада Пиренейского полуострова. В конце паломничества, 23 июля, в спортивном зале поселка Milladoiro настоятель лиссабонского Всехсвятского прихода Московского Патриархата игумен Арсений (Соколов) совершил Божественную литургию, на которой вся паломническая группа, состоявшая из пятнадцати человек, причастилась святых Христовых Таин.

Паломничество 2011 вновь отправилось по Серебряному пути из города Шавеш, но группа была уже намного большей, в ней участвовали православные христиане из Лиссабона, Порто и Москвы, и расстояние составило более 150 км. 23 июля богомольцы вознесли молитву в соборе святого апостола Иакова.

Второй раз мы прошли Португальским путём 15-21 июля 2012 года по благословению епископа Корсунского Нестора. Помимо португальских участников приняли участие верующие из России (в том числе преподаватель Томской семинарии протоиерей Александр Классен) и Украины. Утром 16 июля группа в составе 19 человек вышла из Валенсы в направлении Сантьяго-де-Компостела. Преодолев расстояние в 120 километров, в субботу, 21 июля мы достигли цели паломничества – собора святого апостола Иакова Зеведеева, покровителя Испании. В пути читали Псалтирь, молились и знакомились с древнехристианскими памятниками Галисии.

Теперь можно рассмотреть более подробно план паломничества в нынешнем 2013 году. Он, как обычно, был намечен после окончания прошлогоднего пути. Поскольку совсем новых маршрутов после 11 лет паломничеств уже не остаётся, их приходится повторять, как уже было упомянуто выше. Поэтому мы решили вновь выбрать Английский путь, но, чтобы не повторять буквально маршрут 2006 года, на этот раз используем другой его вариант, который начинается из другого портового города – Ля Корунья – столицы всей Галисии. Правда, на этом пути для нас возникает одна сложность: для получения традиционного диплома паломника на конечном пункте в паломнической конторе Сантъяго необходимо пройти пешком не менее 100 км, а размеченный маршрут из Ля Коруньи до Сантъяго состоит из 3 этапов и в сумме составляет лишь около 80 км. В качестве компромисса между новизной и полнотой мы можем удлинить стандартный вариант, как изображено на схеме. Из Ля Коруньи мы пойдём по размеченному пути до города Камбре, а затем вместо следования прямо на юг повернём на восток и после перехода неразмеченного отрезка просёлочными дорогами достигнем соединения с размеченным феррольским маршрутом повыше города Бетансос. Далее будет повторяться путь 2006 года, но в значительно обновлённой компании, а значит и в новых мыслях и представлениях.

Мы планируем сбор перед началом пути в Порту в воскресенье 14 июля, в этот же день вечером доберёмся поездом и автобусом до исходного пункта маршрута, города Ля Корунья и его гавани с историческим маяком Геркулеса. Как обычно, перед началом пути будем избирать ответственных за важнейшие функции – казначея и летописца (предложения кандидатур уже принимаются). Затем, помолившись перед выходом, отправимся в путь утром 15 июля. Пройдя 5 этапов, должны достигнуть соборной площади в Сантъяго утром в субботу 20 июля.
До встречи на этом пути!

Юрий Погорелов

http://www.orthodoxportugal.org

(378)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *