протоиерей Виталий Дудаш (2011- 2013)

Потомственный священник Виталий Дудаш

 http://maiak.org/potomstvennyiy-svyashhennik-vitaliy-dud.html

_49P5532

Протоиерей Виталий Дудаш, священник православной Церкви Московского Патриархата, стал настоятелем прихода Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Порту совсем недавно, но уже успел заслужить любовь и уважение прихожан.

Елена МАРКОВСКАЯ

Как признается отец Виталий, вопрос выбора жизненного пути никогда не стоял, — с детства знал, чем будет заниматься. Родился и вырос он в Украине, в Закарпатской области в семье православной и глубоко верующей, семье священника.

— Все православные и христианские истины, традиции я, можно сказать, впитал с молоком матери, — рассказывает отец Виталий. — Я рос и воспитывался при храме, всегда присутствовал на богослужениях. С детства помогал и читать, и петь на клиросе, помогал отцу у алтаря. По большому счету, многие думают, что сын священника — это кто-то не от мира сего. Нет, конечно. Я рос, как все дети — в пределах разумного — и ничем не отличался от сверстников. У меня были друзья. Они приходили по воскресеньям в храм, а после службы мы любили гулять.

Это была моя первая встреча с церковью, которая продолжается и по сей день.

— Скажите, что значит для вас русская церковь, русская культура?

— Для меня русская церковь — и духовная истина, и центр Вселенского Православия, хотя в духовном-историческом плане центр православия находится в Иерусалиме. Русская Православная Церковь, если можно так сказать, является тем консолидирующим институтом, который объединяет людей разных национальностей, культур, традиций, жизненных устоев. Потому она и называется русская, а не российская, как некоторые утверждают. Почему русская? Потому что Русь — это Украина, Россия, Беларусь, Средняя Азия, и даже православная церковь Молдовы входит в состав Московского патриархата. Она — многонациональная и многоязычная. Будучи одной из самых многочисленных поместных церквей, она, по-моему, несет великую ответственность — хранить чистоту святого православия и везде его поддерживать. Ведь только Русь называется святой!

Все лучшее в русской культуре глубоко проникнуто православием. В чистом русском языке, литературе, музыке, живописи. Достаточно вспомнить таких великих деятелей культуры и искусства, как Тургенев, Пушкин, Гоголь, Васнецов или Рахманинов.

— Какую роль в мире должна играть Россия и ее православная церковь?

— Вместе и только вместе мы призваны свидетельствовать о правде Божией. В современном мире царит глобализм и секуляризация, то есть обмирщение всей планеты. Только православная церковь, и особенно русская церковь со своим многотысячным сонмом новомученников и исповедников, может ответить на вызов глобализма. Ведь святость всех времен и всех народностей — это и есть православный глобализм. Русская церковь может играть тут особенную роль потому, что она — миссионерская церковь, которая никогда не прекращает своего духовного развития.

— Вернемся к опыту вашего пастырского служения. Где вам довелось служить дома и какие отличия в мировосприятии верующих дома и от мировосприятия эмигрантов?

— Я служил в разных регионах Украины. Начинал свой пастырский путь в Закарпатье, также служил в Херсоне, Запорожье. Последнее место служения — это Москва. Естественно, различия существуют: дома народ более спокойный, потому что больше чувствует близость Родины и семьи, которая в трудную минуту поддержит его. У эмигрантов, естественно, остается в памяти Родина, которую они покинули. Они часто живут прошлым. Иногда у них развивается мечтательная ностальгия по навсегда исчезнувшему прошлому. Народ ищет утешения, но в тоже время, не имеет возможности прийти к Богу, чтобы принять таинство исповеди, причастие, потому что люди здесь очень много работают не только в будние дни, но и по выходным, и ночью. Народ просто физически выдыхается. Естественно народ хочет, желает знать о Боге, он хочет жить церковной христианской религиозной жизнью, но не всегда это получается. Ко всем людям, которые делают первые шаги в духовной жизни, мы относимся с особым трепетом, помогаем им не потерять этот маячок в жизни, не отойти от церкви, что очень нелегко сделать, ведь мы прекрасно знаем, что человек, который становится на путь истинный, сразу сталкивается с разными неприятностями и препятствиями, потому что дьявол не спит. Он будет преподносить человеку любые искушения, чтобы отвлечь его от этого пути. Поэтому начинающего христианина мы стараемся укрепить в вере и помочь ему стать на правильный истинный путь, и подсказать, что преграды не имеют никакого значения.

— Скажите, были ли в вашей пастырской практике случаи, укрепляющие веру в Бога?

— Конечно, были — и неоднократно. Я бы даже назвал это духовным перерождением. Я до сих пор общаюсь с этими людьми. Мы встречаемся, созваниваемся, переписываемся. Во время своего служения в Херсоне, корда я занимал должность секретаря Херсонской Епархии и курировал вопросы отношений нашей епархии с органами власти. В том числе с госструктурами, также была налажена связь с Управлением внутренних дел. И много людей, обличенных в форму и имеющих высокие звания, которые в начале нашего общения говорили, что они люди неверующие, глубокие атеисты, но по прошествии некоторого времени — полгода, год — становились довольно верующими людьми. Трех человек я лично крестил, они стали не просто моими духовными чадами, они стали моими хорошими друзьями и истинными христианами, живущими полной церковной жизнью.

— Скажите, какие цели, какие планы у вас на будущее в Португалии?

— Цель нашего прихода Святых Исповедников и Новомученников Российских — это вывести его на качественно новый уровень в плане внешнего развития. Очень хочется, чтоб его узнавали и с ним считались. Ну, и самое главное — это укрепить людей в вере и приумножить общину, потому что, честно говоря, сейчас на моих службах бывает 40-50 человек. Это небольшой показатель — это мало. Я стараюсь укрепить общину, чтобы появлялись новые прихожане, чтобы о приходе узнавали и человек, пришедший в первый раз в храм, оставался там уже навсегда. Первый шаг который я сделал – это, естественно, информативная деятельность: объявления везде где только можно я развешивал, говорил людям, чтобы передавали друг другу, давали мой номер телефона, связывались по электронной почте. Также сейчас идет работа над созданием сайта, потому что многие интересуются, — но, к сожалению, пока этот вопрос в стадии разработки.

Также существует ряд проблем, одна из которых — это помещение. Сейчас мы арендуем бывший склад, переоборудовали его под храм внутри — и служим. Дело в том, что, слава Богу, людей становится все больше и больше, и в храме уже немного тесновато, но мы в этом направлении тоже работаем. У нас идут переговоры с епископом города Порту, чтобы выделили какой-то храм. Потом хочется провести какие-то мероприятия общественно-религиозные, чтобы мог прийти каждый человек, не только православные верующие, но и католики, люди разновозрастные. Особенно хотелось бы видеть молодое население. Есть в планах создание молодежной христианской организации. Я даже название придумал – «Анастасис», что значит Воскресение.

В скором будущем проведем выставку наших художников. Цель выставки – это интеграция славянской культуры в португальское общество, это своеобразная проповедь о Христе, о наших православных традициях и культуре. Мы стремимся к конструктивным отношениям и с общественными организациями, и с муниципалитетом, в чем нам очень помогает президент ассоциации «Калина» Алина Константиновна Дудко. Также в школе, открытие которой прошло совсем недавно, благодаря трудам Алины Константиновны, я преподаю детям основы православной веры. В остальном у меня есть масса идей которые хотелось бы осуществить.

— В это воскресенье на базе прихода открылся богословский кружок. В чем его суть?

— Здесь будут затрагиваться темы не только библейской истории, но и церковно-дисциплинарные нравоучительные, темы касающиеся истории Церкви, догматические вопросы, чтобы наши прихожане были более-мене религиозно образованы. Основная цель богословского кружка — это проявить интерес к православию и религиозному образованию. Пастырская миссия священника, где бы он ни был-это отвести людей от греха, сохранить в чистоте веры, привести их к спасению, ну и, конечно, проповедование Слова Божьего.

— Спасибо большое! И напоследок, чтобы вы могли бы пожелать всем православным христианам в предстоящий Рождественский пост?

— Ну, конечно же, достойно войти в постные дни. Первый добрый совет — наберитесь мужества. Действительно, начать поститься очень трудно. И самое главное — разграничить понятия «пост» и «диета», которые, к большому сожалению, очень часто пересекаются в наши дни. Пост – это, во-первых, воздержание от греховной жизни, своих вредных привычек и страстей. Чтобы достойно начать поститься, необходимо вначале примириться со всеми, искоренить злобу и ненависть в своей душе и дать возможность воцариться там любви и милосердию. Физическое же ограничение в пище дисциплинирует человека и дает возможность понести этот маленький подвиг поста. Вместе с воздержанием от определенных продуктов, необходимым условием является усиление своего молитвенного правила — в противном случае это будет уже не подвиг поста, а простая диета. И главное помнить, что пост – это не самоцель (пост ради поста), это средство достижения высшей цели – духовного совершенства. Через воздержание мы укрепляем силы души — свою волю, свой разум и свои чувства. Поэтому для тех, кто в первый раз вступает в пост, я рекомендую получить благословение священника, если нужно, добрый совет врача — и дерзайте, приступайте.

(3009)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *